Информатика и информационно-коммуникационные технологии
Информатика – наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов.
Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников, освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимо школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
- овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
- воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
- избирательного отношения к полученной информации;
- выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Цели обучения информатике в начальной школе:
- формирование первоначальных представлений о свойствах информации, способах работы с ней, в частности, с использованием компьютера. Задачи обучения информатике в начальной школе:
- познакомить школьников с основными свойствами информации, научить приемам организации информации и планирования деятельности, в частности учебной, при решении поставленных задач;
- дать первоначальное представление о компьютере и современных информационных и коммуникационных технологиях;
- дать представления о современном информационном обществе, информационной безопасности личности и государства.
Цели обучения информатике в старшей школе (на базовом уровне):
- освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
- овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
- воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
- приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
С чего все начиналось
Небывалые темпы развития научных и технических достижений выдвинули информатику на важнейшие позиции. Считается, что новые информационные технологии обеспечат полную занятость населения, эффективные результаты экономической деятельности и высокий уровень жизни. Весьма представительные конференции в Европе и Америке обсуждают экономические и социальные проблемы, которые встают перед человечеством в связи с неизбежным и повсеместным проникновением компьютеров и новых информационных технологий.
Особо выделяются некоторые ключевые направления, к которым относятся: экономика, торговля, финансы, развитие малых и средних предприятий.
Началом преподавания информатики в школах России является 1985 год, причем за это время школьная дисциплина уже трижды поменяла свое название: «Основы информатики и вычислительной техники», «Информатика», «Информатика и информационно‐коммуникационные технологии». Вместе с названием менялось содержание предмета.
За последние три неполных десятилетия компьютерные технологии проникли в большинство профессий, в связи с этим в школьную программу были включены разделы, связанные с набором и версткой текстов, обработкой графики, звука, анимации, видео. Со временем информационные технологии начали вытеснять традиционные разделы прежнего курса ОИВТ, связанные с устройством ЭВМ, программированием, основами логики и теории алгоритмов. Частично этот процесс был скомпенсирован расширением охвата учащихся: совсем недавно информатику изучали только старшеклассники, сейчас — ее преподают и в начальной, и в средней, и в старшей школе.
Рабочие программы и тематическое планирование
Босова Людмила Леонидовна
Доктор педагогических наук, Заслуженный учитель РФ, лауреат премии Правительства РФ в области образования, автор более 200 научно-методических трудов, в том числе УМК по курсу «Информатика и ИКТ» для основной школы (5-7 и 8-9 классы).
Дорогие коллеги!
Задача современной школы – научить ребенка учиться, сформировав у него систему универсальных учебных действий. Курс информатики и ИКТ – один из основных предметов, способный дать учащимся методологию приобретения знаний об окружающем мире и о себе. Уроки информатики и ИКТ в 5-7 классах могут обеспечить эффективное развитие общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики, становление умений и навыков информационно-учебной деятельности на базе средств ИКТ для решения познавательных задач и саморазвития, развитие и совершенствование познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Научим ребенка мыслить, учиться, творить!
Босова Л.Л.
(http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/)
Макарова Наталья Владимировна
Заведующая кафедрой информационных систем и технологий Международного банковского института.
Заслуженный работник высшей школы РФ, профессор, д. п. н., к. т. н., действительный член Международной академии наук высшей школы.
Профессор Н.В. Макарова — известный ученый и педагог, вся ее трудовая деятельность посвящена информатизации высшего и школьного образования. Она является уникальным специалистом российского уровня, работающим в системе высшего образования на стыке трех областей знаний: педагогики, информатики, экономики.
Макарова Наталья Владимировна окончила факультет автоматики и вычислительной техники Ленинградского электротехнического института им. В. И. Ульянова (Ленина). По окончании института работала в Центральном научно-исследовательском институте «Электроприбор», а затем в Ленинградском институте авиационного приборостроения. На протяжении этого периода ее деятельность была связана с научной работой в области моделирования и разработки алгоритмов обработки информации для специализированных компьютерных комплексов. В 1978 г. защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук.
С 1984 г. Н.В. Макарова работает в Ленинградском финансово-экономическом институте им. Н. А. Вознесенского (сейчас Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов) доцентом, а впоследствии профессором кафедры экономической информатики и АСУ и кафедры экономической кибернетики. Продолжая заниматься научной работой, в 1992 г. защитила диссертацию на соискание ученой степени доктора педагогических наук, а через год ей присвоили звание профессора.
В 2000 г. Наталья Владимировна перешла на работу в Гуманитарный университет профсоюзов на должность главного специалиста по информатизации и заведующего кафедрой информатики. Под ее руководством произошла переориентация кафедры из общеобразовательной в выпускающую по специальности «Прикладная информатика в экономике».
С февраля 2002 г. по настоящее время Н.В. Макарова работает в Международном банковском институте в качестве проректора по информатизации и заведующей кафедры информационных систем и технологий по специальности «Прикладная информатика в экономике».
Н.В. Макарова активно занимается научной деятельностью, на протяжении многих лет являлась научным руководителем научно-исследовательских госбюджетных и хоздоговорных работ, грантов, международных проектов. Подготовила несколько кандидатов и докторов наук.
Макарова Н. В.
(http://makarova.piter.com/)
Семакин Игорь Геннадьевич
Связан с Пермским университетом с 1961 г., когда в пермской школе №102 по инициативе Ю.В.Девингталя на базе Вычислительного центра ПГУ был создан первый в городе класс математиков-программистов. Был учеником этого класса до окончания школы с золотой медалью в 1964 г.
В этом же году поступил на физический факультет ПГУ, который окончил с отличием в 1969 г., получив специальность «Физик», специализация «Теоретическая физика».
С 1969 по 1979 гг. – инженер-математик Вычислительного центра ПГУ. В это время занимался научно-исследовательской работой в области теории конвективной устойчивости под руководством профессора Г.З.Гершуни. В пермской научной гидродинамической школе первым начал исследования задач свободной конвекции в аномально-вязких жидкостях. По этой тематике в 1980 г. защитил диссертацию на степень кандидата физико-математических наук.
С 1979 г. работал на кафедре прикладной математики ПГУ старшим преподавателем, доцентом.
С 2002 г. – профессор этой кафедры. Наряду с исследованиями в области теоретической гидродинамики участвовал в разработке системы АСНИ ПГУ в качестве заместителя Главного конструктора.
В 1985 г. в программу общеобразовательной школы вводится курс информатики.
С этого времени И.Г.Семакин ведет активную деятельность, направленную на обеспечение школьной информатики преподавательскими кадрами, разработку учебных программ, учебной и методической литературы, а также занимается научно-исследовательской работой в области содержания и методики преподавания информатики. По этой тематике имеет более 100 публикаций.
В 2002 г. защитил диссертацию на степень доктора педагогических наук.
Начиная с 1998 г. под его руководством формируется авторский коллектив, успешно занимающийся разработкой школьных учебников по информатике, получивших федеральный статус. Среди них учебники по курсу «Информатика и ИКТ» для 8, 9, 10, 11 классов, являющиеся одними из самых востребованных в школах России. Участвует в разработке учебников для педагогических вузов по курсу «Теория и методика обучения информатике», учебников по программированию для системы среднего специального образования.
Награждён медалью К.Д.Ушинского за заслуги в области педагогических наук, медалью Л.Эйлера «За заслуги» механико-математического факультета ПГУ, нагрудным знаком «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации».
Семакин И. Г.
(http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/)
|